Консультация для родителей.

«Артикуляционная гимнастика.Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста».

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.
 Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика проводится по рекомендации учителя-логопеда.Комплексы артикуляционной гимнастики подбирает учитель-логопед в зависимости от нарушения звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
* Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
*Артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.

 

 

 

Памятка для родителей

по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики

 

1.    При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к более сложным.

2.    На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.

3.    Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз.Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4.     Зеркало можно убрать, когда ребёнок научиться правильно выполнять движения.

5.    Выполняйте назначенный комплекс гимнастики каждый день.

6.    Если для ребёнка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

7.    Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребёнку принять нужное положение языка.

8.    После освоения ребёнком начального комплекса гимнастики постепенно добавятся индивидуальные упражнения с учётом неправильного произношения звуков.

 

Успехов Вам и Вашему ребёнку!