Рекомендации

 

музыкального руководителя

 

на лето

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная тематика

 

игр, хороводов для детей

 

по возрастным группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разновозрастная группа

1,5 – 3 лет

 

 

 

 

  1. «Солнышко и дождик» муз. М.Раухвергера

 

  1. «Мишка ходит в гости»

 

  1. «Догони зайчика» сл. Ю.Островского муз. Е.Тиличеевой

 

  1. «Чики-чики-чикалочки» р.н.п., обр. Е.Тиличеевой

 

  1. «Зайчики и лисичка» сл. В.Антоновой, муз. Г.Финаровского

 

  1. «Игра в мяч» сл. М. Чарной, муз. М.Красева

 

  1. «Флажок» сл. Н.Френкель, муз. М.Красева.

 

  1. Хоровод «Березка» сл. А.Матлиной, муз. Р.Рустамова

 

  1. Хоровод «Ходит Ваня» р.н.п. обр. М.Раухвергера

 

  1. Хоровод «Веселая девочка Лена» муз. А.Филиппенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

1. «Солнышко и дождик»

 

Воспит.   «Погода хорошая, идите играть!» Дети выбегают, становятся в круг. Поют хоровод.

 

«Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы похлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку!»

После хоровода дети выполняют простейшие танцевальные движения.

Воспит.   «Дождик пошел, скорее домой!»  Дети бегут и прячутся под зонтик.

 

2. «Мишка ходит в гости»

 

Дети стоят по кругу. Воспитатель, держа в руках игрушечного мишку, говорит детям, что мишка «пойдет к ним в гости».

Воспит. водит мишку внутри круга, «останавливается» перед кем-нибудь из детей, «рычит», как бы здороваясь с ним.

Ребенок отвечает: «Здравствуй мишка!», берет мишку двумя руками, выходит на середину круга и пляшет с ним. Затем возвращает игрушку воспитателю.

Игра повторяется.

 

3. «Догони зайчика»

 

Дети стоят в кругу. Воспитатель подходит к кому-либо из них с игрушечным зайчиком. Зайчик прыгает около ребенка, которого воспитатель называет в песне.

 

     К саше зайчик подбежал,

     Возле Саши прыгать стал.

     Прыг, скок, прыг, скок –

     Догоняй меня, дружок!

 

После песни ребенок пугает зайчика (хлопает в ладоши) и бежит догонять его.  Игра повторяется.

 

 

 

 

 

 

4. «Чики-чики-чикалочка»

 

Дети двое становятся друг за другом и под пение воспитателя бегут по участку. Все машут им рукой.

 

        

    Чики-чики, чикалочки,

    Едет Коля на палочке,

    Сашенька - в тележке

    Щелкает орешки.

Затем выбирается другая пара. Игра продолжается.

 

 

 

 

5. «Зайчики и лисичка»

 

Дети зайчики стоят на одной стороне участка. Напротив воспитатель с игрушечной лисичкой на руках или ребенок в роли лисички.

 

  1. По лесной лужайке                

Разбежались зайки.                   Зайчики бегают по участку.

Вот какие зайки.

Зайки-побегайки!

      

     2.  Сели зайчики в кружок             Присаживаются и «роют» лапкой

            Роют лапкой корешок.              землю»

            Вот какие зайки

            Зайки-побегайки!

     

     3.  Вдруг бежит лисичка,                Лисичка бегает между ними.

           Рыжая сестричка.

           Ищет – где же зайки,

           Зайки-побегайки!

 

С окончанием музыки зайчики убегают, а лисичка их догоняет.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. «Игра в мяч»

 

 

Дети сидят на веранде. Воспитатель поет песню, называя в ней имя кого-нибудь из детей.

 

     Ты скорее, Аня, спрячь

     Наш большой, красивый мяч!

     Этот мяч мы найдем

     И тебе принесем!

 

После этого все дети отворачиваются и закрывают глаза. Тем временем названный ребенок с помощью воспитателя прячет мяч и возвращается на свое место.

 

Воспит. говорит: «Пора!» Все дети поворачиваются, открывают глаза и ищут спрятанный мяч.

   При повторении игры воспитатель называет в песне имя другого ребенка, нашедшего первым мяч.

 

 

 

  1. «Флажок»

 

 

Дети стоят в кругу. Воспит. в центре с флажком в руке.

 

  1. Дети встали в кружок,            Воспит. поет, помахивая флажком.

Увидали флажок,

«Кому дать, кому дать,

 Кому флаг передать?»

 

  1. Выйди, Паша, в кружок,        Названный ребенок выходит в середину

Возьми, Паша, флажок.         круга, берет флажок и медленно           

Выйди, выйди, возьми,         поднимает его вверх. По окончании

Выше флаг подними.            пения машет флажком и все кричат

                                                 «Ура!»

 

 

 

 

 

 

  1.  Хоровод «Березка»

 

Дети встают в хоровод вокруг березки. Каждый держит в руках яркие платочек. Руки за спиной.

  1. Мы вокруг березки               Поворачиваются то в правую то в левую

Хороводом стали,                 сторону. Поднимают платочки.

Яркие платочки

Высоко подняли.

                      Припев:  Ты березка, посмотри, посмотри,    Кружатся на месте

                                      Это пляшут малыши, малыши!

  1. Мы вокруг березки               Идут вокруг березки стайкой.

Весело гуляли,

Весело гуляли,

Ножками шагали.

                   Припев:                           Кружатся на месте

  1. Мы с тобой, березка,                Присаживаются на корточки, прячутся

Поиграем в прятки.                 за платочки.

Отгадай березка,

Где же все ребятки?

              Припев:                           Кружатся на месте

 4.   А теперь, березка,                       Машут платочками.

       Нам пора проститься,

       Нам пора проститься,

       Низко поклониться.                    Кланяются.

             Припев:                           Кружатся на месте

 

  1. Хоровод «Ходит Ваня»

 

  1. Ходит Ваня,  ходит Ваня,     Ваня ходит по кругу. Дети, стоящие в                                

Посреди кружочка,                в круге, двигаются вправо по кругу.

Посреди кружочка.

    2.  Ищет Ваня, ищет Ваня,         «Ваня» ходит по кругу, выбирая себе 

       Все себе дружочка,                дружочка. Остальные дети стоят.

       Все себе дружочка,

  1. Нашел Ваня, нашел Ваня,     «Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет

Для себя дружочка,                его в центр круга.   Дети, стоящие

Для себя дружочка.               в круге, двигаются вправо.

 

По окончании песни «Ваня» с выбранным «Дружочком» пляшут, стоящие в кругу хлопают в ладоши. Затем выбирается новый «Ваня».

 

 

 

 

 

10. Хоровод «Веселая девочка Лена»

 

 

  Дети стоят в кругу. Одна девочка (по выбору воспитателя) выходит в середину.

 

  1. Вот как наша Лена нарядилась                  Выбранная девочка выставляет

     Вот как наша Лена в пляс пустилась.      ножку на пятку (как бы показы-

                                                                           вая платье).

     

         Припев. Каблучок мой топай смелее    Выполняет пружинку, затем

                       Да пускайся в пляс веселее.     притопы одной ногой. В конце

                                                                            пения встает в круг.

                                                                         

  1. Вот как наша Аня нарядилась                  Выбранная девочка выставляет

     Вот как наша Аня в пляс пустилась.      ножку на пятку (как бы показы-

                                                                           вая платье).

Можно вызвать поочередно несколько девочек.

 

3.  Вот как наши дети нарядилась                  Танцуют все дети.

     Вот как наши дети в пляс пустилась.

           Припев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разновозрастная группа 3-5 лет

 

 

 

 

 

  1. Хоровод «Огородная хороводная» сл. А.Пассовой муз. Б. Можжевелова

 

  1. Хоровод «Веселая девочка Алена» муз. А.Филиппенко

 

  1. Хоровод «Мы на луг ходили»муз. А.Филиппеноко

 

  1. Хоровод «Ходит Ваня» р.н.м

 

  1. Хоровод «Васька-кот» р.н.м.

 

  1. Игра «Зайцы и медведь» р.н.м

 

  1. Игра «Гуси, вы гуси» р.н.пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

        

 

Хоровод «Есть у нас огород»

 

  1. Есть у нас огород,

Там своя морковь растет.

Вот такой ширины,

     Вот такой вышины!

  1. Ты, морковь, сюда  спеши,

Ты немного попляши,

А потом не зевай

И в корзину полезай.

  1. Есть у нас огород,

Там зеленый лук растет.

Вот такой ширины,

     Вот такой вышины!

  1. Ты, лучок,   сюда  спеши,    

Ты немного попляши,

А потом не зевай

  И в корзину полезай.

  1. Есть у нас огород,

И капуста там растет.

Вот такой ширины,

     Вот такой вышины!

  1. Ты, капуста к нам спеши

Ты немного попляши,

А потом не зевай

  И в корзину полезай

    7.   Есть у нас грузовик,

          Он не мал не велик.

Вот такой ширины,

     Вот такой вышины!

8.  Ты шофер сюда спеши

   Ты немного попляши,

А потом не зевай

  И в корзину полезай

 

 

 

 

 

 

 

«Веселая девочкаАлена»

 

  1. Ой, какое платье у Алены,

Да с какой каемкою зеленой!

                         Припев:  Каблучок мой, топай смелее

                           Да пускайся в пляс веселее!

  1. Принесла Ганусеньке сестричка

Синих лент атласных для косичек.

            Припев: 

  1. Посмотрите Мишеньке на ножки,

Хороши ли красные сапожки?

            Припев: 

  1. Ой и мы, ребята, спляшем с вами,

Тоже можем топать каблуками!

            Припев: 

 

«Мы на луг ходили»

   

        Дети стоят в кругу. Поодаль – «зайчик»

1.  Мы на луг ходили,              Дети идут по кругу вправо.                 

Хоровод водили.                                

Вот так, на лугу                                  

Хоровод водили.                                

2.  Задремал на кочке              Остановившись, указывают на зайчика.                           

Зайчик в холодочке.           Положив руки под щеку, показывают

Вот так, задремал               как он спит.

Зайчик в холодочке.

  1. Разбудить хотели,              Имитируют игру на дудочке. Зайчик спит.

В дудочки дудели:

Ту-ту, ру-ту-ту!

В дудочки дудели.

  1. Зайку мы будили,              Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на

     В барабаны били:              барабане.

     Бум-бум, тра-та-та!

     В барабаны били.

       5.  Зайка, просыпайся,          Зовут зайчика к себе,  он скачет в середину

     Ну-ка поднимайся –        круга.

     Вот так ,не ленись,          Все хлопают, а зайчик прыгает.

     Ну-ка, поднимайся.

 

 

 

 

 

Хоровод «Ходит Ваня» р.н.м

 

 

  1. Ходит Ваня, ходит Ваня                                    «Ваня» ходит по кругу

Посреди кружочка, посреди кружочка.           Дети, стоящие в кругу, идут

                                           вправо.

  1. Ищет Ваня, Ищет Ваня                                   «Ваня» ходит по кругу,                                                  

Для себя дружочка, для себя дружочка,        выбирая для себя «дружочка».

                                                                           Остальные дети стоят.

  1. Нашел Ваня, нашел Ваня                               «Ваня», выбрав для себя

Для себя дружочка, для себя дружочка.      «дружочка», ведет его в центр

                                                                         круга. Дети, стоящие в кругу,

                                                                        идут вправо.

По окончании песни воспитатель поет веселую плясовую мелодию, а «Ваня» с дружочком пляшут. Стоящие в кругу хлопают в ладоши. Затем выбирается новый Ваня.

 

 

Хоровод «Васька-кот» р.н.м.

Дети стоят в кругу. Выбирается «кот» и 5-6 «мышей». «Мыши» идут за круг, а «кот» - в середину круга.

Дети поют и ходят вправо, влево по кругу. «Кот выполняет движения по тексту песни.

По окончании песни дети поднимают руки, образуя «ворота» «Кот» начинает ловить «мышей», пробегая в «ворота». Игра кончается, когда он поймает всех мышей.

 

  1. Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький,

Ходит Васька-кот.

  1. Сядет, умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поет.

  1. Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька-кот,

Серых мышек ждет…

  1. Мышки, мышки, вам беда,

Не бегите никуда!

Всех поймает кот.

 

 

 

 

 

 

Игра «Зайцы и медведь» р.н.м

 

 

 

 

          Из играющих выбирают одного «медведя». Остальные - «зайцы». «Зайцы» прыгают (на двух ногах). По команде: «медведь», «медведь» выходит  «зайцы» приседают. Того, кто шевельнется, «медведь» забирает себе в берлогу. Игра повторяется сначала

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Гуси, вы гуси» р.н.прибаутка.

 

  Дети делятся на две группы («дети» и «гуси»). Воспитатель исполняет роль волка.

 «Дети» и «гуси» стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, «волк» стоит поодаль, около него один гусенок.

С началом песни «дети» идут к «гусям» и отходят обратно (по 4 шага). Затем то же движение со своими словами повторяют «гуси».

На слова «мы видали волка» «волк» с «гусенком» пробегают мимо детей. Затем снова обе группы детей поочередно идут друг к другу. С окончанием песни «гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка»

 

Дети:     Гуси, вы гуси, серые гуси!

Гуси:    Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га.

Дети:    Где вы бывали, кого вы видали?

Гуси:    Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га.

Дети:    Мы видали волка, нес он гусенка.

Гуси:    Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га.

Дети:    Щиплите волка, спасайте гусенка.

Гуси:    Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разновозрастная группа 4-7 лет

 

 

 

 

  1. Хоровод «Ворон» р.н.п.

 

  1. «Игра с платочком» у.н.п.

 

  1. Игра «Чей кружок быстрее соберется?»

 

  1. Игра «Кто позвал?»

 

  1. Игра «Мышеловка»

 

     6.  Хоровод «Как у наших у ворот» р.н.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровод «Ворон» р.н.п.

 

 

       Дети стоят в кругу. Выбирается заранее один ребенок, изображающий «ворона». Он стоит в кругу вместе со всеми.

 

 

          Ой, ребята, та-ра-ра!             Дети идут к центру круга дробным шагом.

          На горе стоит гора,

          А на той горе дубок,            Тем же шагом идут назад, расширяя круг,

          А на дубе воронок.              Оставляя в центре «ворона».

  

          Ворон в красных сапогах,   «Ворон» кружится, раскрыв руки в стороны.

          В позолоченных серьгах.     «Ворон» пляшет, дети повторяют его

                                                         движения: поочередно выставляя ногу вперед

                                                        на пятку.

          Черный ворон на дубу,

          Он играет во трубу.

    

           Труба точенная,                  Все хлопают, «ворон» пляшет.

           Позолоченная,

           Труба ладная,

           Песня складная.

 

С окончанием песни «ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза. «Ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становиться в круг. С началом песни ребенок, до которого дотронулись, становиться «вороном». Никому неизвестно, кто будет вороном до того момента, пока дети, сойдясь в круг, не станут из него расходиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Игра с платочком» у.н.п.

 

 

  Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре находиться ребенок («Галя») и держит в руке голубой платочек.

 

  1. Галя по садочку ходила,              «Галя», танцуя, проходит мимо детей и на

Свой платочек там уронила.        Слове «уронила», роняет платок.

                                                            Ребенок, возле которого он упал, поднимает

                                                            его.

     Обошла тут Галя садочек,         «Галя» ищет платок, и не найдя его, садится

     Ищет голубой свой платочек.           в центре круга и плачет.

 

  2. Не горюй, подруженька Галя,    Дети, идя простым шагом, суживают круг

                                                             (подходят «утешить Галю»)

     Мы платочек твой отыскали,

     Под малиновым под кусточком,    Дети расширяют круг с окончанием

     Под зелененьким под листочком.  Куплета останавливаются и опускают

                                                                руки.

 

Дальше ребенок, у которого оказался платок, говорит: «Вот он, вот он твой платочек, догони меня дружочек и убегает, а «Галя» его догоняет. Если !Галя» не поймала убегающего, ребенок с платочком входит в  круг и пляшет. При повторении игры он становиться «Галей». Если «Галя» поймала убегающего, она берет платочек и пляшет. При повторении игры воспитатель выбирает новую «Галю»

 

Игра «Чей кружок быстрее соберется?»

  

Дети образуют 4 кружочка. В середине каждого круга стоит ребенок – ведущий. Дети на сигнал бегают врассыпную. На сигнал приседают и закрывают глаза. Ведущие перебегают, меняясь местами, и поднимают платочки.  Дети с платочками бегу, и встают в круг возле своего ведущего  взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который первым собрался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Кто позвал?»

 

 

 Дети сидят на скамеечке на веранде. Напротив них воспитатель.

 Поет вместе с детьми.

               

              Ну-ка, Саша,(любое имя), не ленись,

              Поскорее отвернись,

              Глазки быстро закрывай,

              Кто позвал тебя, узнай.

 Ребенок, названный по имени, встает, подходит к воспитателю и закрывает глаза.

 Напевая мелодию без слов, воспит. подходит к сидящим детям, берет кого-нибудь за обе руки и подводит к ребенку, сидящему с закрытыми глазами.

Приглашенный ребенок пропевает или проговаривает имя водящего, который должен угадать, кто его позвал, не открывая глаз. Если  ответ дан  правильно,

Дети начинают хлопать. Водящий открывает глаза, берет за обе руки позвавшего его ребенка и кружится вместе с ним на поскоках под хлопки и подпевание мелодии воспитателем и детьми.

 

Игра «Мышеловка»

   

 

   Все дети стоят цепочкой за ведущим. Недалеко от них двое детей самостоятельно или вместе с воспитателем делают «мышеловку» (маленький круг).

   Часть 1.  На слова: «Хлоп, хлоп» - слегка присев, 2 раза хлопают по коленям.

 «Раз, два, три» - выпрямившись, 3 раза хлопают в ладоши.

 «Хлоп, хлоп»  -  2 раза хлопают по коленям

 «Посмотри» -  3 раза хлопают в ладоши.

 «Хлоп, хлоп, не зевай» - чередование хлопков по коленям с хлопками в ладоши.

 «Хлоп, хлоп, пробегай»

  Часть 2.  Дети, стоящие в «мышеловке», поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротики». Остальные дети, взявшись за руки, пробегают через них. «Мышеловка» захлопывается. Кто попался, становиться в «мышеловку», расширяя круг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровод «Как у наших у ворот» р.н.п.

 

  

 

     Дети становяться в круг, выбираются «муха», «муравей, «комар», «стрекоза. Солисты находятся за кругом и входят в него по ходу игры, изображая то, о чем поется в песне.

 

            1.  Как у наших у ворот,            2 раза

                 Ай, люли у ворот.                 2 раза

 

            2.  Муха песенки поет.              2 раза

                 Ай, люли вот поет.               2 раза

 

           3.  Комар музыку ведет,             2 раза

                Ай, люли вот ведет                2 раза

 

      4.  Стрекоза плясать пошла,

           Муравья с собой звала,

           Ай, люли позвала.                  2 раза   

 

      5.  Муравейка милый мой,

      Попляши-ка ты со мной 

      Ай, люли ты со мной.             2 раза    

 

      6.  Уж я рад бы поплясать,

           Да устал я мне не встать

           Ай, люли мне не встать.         2 раза 

 

Затем мелодия повторяется без слов. Поет воспитатель, все дети пляшут, кто как умеет. По окончании пения «муха», «муравей, «комар», «стрекоза» выбирают себе замену. Игра пр<