СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5 ЛЕТ.

 

 

Основные показатели

Понимание речи

- понимает функциональное назначение предметов, изображенных на картинке.

Звукопроизношение

звуковая сторона речи усвоена

Фонематические процессы

-          дифференцирует гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, сонорные, шипящие и свистящие звуки;

-          в слове выделяет определенный звук.

Слоговая структура слова

самостоятельно и отраженно воспроизводит слова сложной слоговой структуры

Словарный запас

 до 2500 – 3000 слов

-          выделяет в предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает;

-          умеет подбирать к предмету соответствующие действия;

-          способен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одежда)

-          определяет и называет:

·         местонахождение предметов (слева, справа, между, около, рядом);

·         время года, время суток, настроение людей;

-          употребляет:

·         существительные, обозначающие профессии;

·         глаголы, обозначающие трудовые действия;

-          словотворчество является нормой.

Грамматический строй речи

-          упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения;

-          с 5 лет размышления, по поводу рода существительных,

-          употребляет существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-          наблюдения над синонимами;

-          допустимы замены сложных предлогов простыми.

Связная речь

-          свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

-          высказывания детей напоминают короткий рассказ;

-          во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений;

-          без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6 ЛЕТ.

 

Основные показатели

Понимание речи

Применяет слова в смысловом контексте (Весной тает снег и текут ручьи). Понимает и точно выполняет словесную инструкцию. Дает ответ на поставленный вопрос, близкий к словарному определению. Рассуждает самостоятельно о праздниках.

Звукопроиз

ношение

Звуковая сторона речи усвоена, владеет всеми звуками родного языка: изолировано;  в слогах;  в словах;  в связной речи.

Фонемати ческие процессы

-          различает на слух: твердые и мягкие согласные; глухие и звонкие согласные;

-          выделяет первый и последний гласный и согласный звук;

-          определяет наличие звука в слове;

-          звуковой анализ слогов, слов.

Слоговая структура слова

изолированно и в предложениях произносит слова различной слоговой структуры.

Словарный запас

2500-3000 слов

-          свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам;

-          развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях)

Граммати ческий строй речи

-          усваиваются все частные грамматические формы;

-          овладевает окончательно всеми типами склонения существительных;

-          усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах;

-          предлоги употребляются в самых разнообразных значениях;

-          образует однокоренные слова (по образцу).

-          употребляется одно деепричастие сидя;

-          пользуется прямой и косвенной речью, несклоняемыми существительными;

-          имеют место нарушения согласования числительного с существительными в косвенных падежах;

-          нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм.

Связная речь

-          хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы;

-          использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе;

-          может рассказывать по картинке (по серии картин),  и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку; способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности;

-          иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.

 

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6-7 ЛЕТ.

 

 

Основные показатели

Понимание речи

Понимает, объясняет смысловые оттенки знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных, образованных с помощью суффиксов (зайка-зайчишка - зайчище); с помощью приставок (шел-отошел-вошел). Понимает переносный смысл значения прилагательных (злая зима, золотые руки).

Звукопроизноше ние

Владеет всеми звуками родного языка: изолировано;  в слогах;  в словах;  в связной речи.

Фонематические процессы

Определяет:

-          место звука в слове;

-          последовательность звуков в слове;

-          подбирает слова на заданный звук.

Слоговая структура слова

Произносит слова различной слоговой структуры в потоке речи.

Словарный запас

3000-3500 слов

-          насыщен обобщающими существительными, прилагательными;

-          обозначает свойства, названия действий и их качества;

-          использует активно синонимы и антонимы;

-          в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу;

-          осознанно употребляет родовые и видовые понятия.

Грамматический строй речи

-          правильно изменяет и согласовывает слова в предложении;

-          может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов;

-          самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные;

-          пользуется в речи союзами, союзными словами;

-          использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения;

-          критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.

Связная речь

-          хорошо развита диалогическая речь: отвечает на

     вопросы, подает реплики, задает вопросы;

-          свободно пользуется интонациями;

-          способен построить краткие сообщения;

-          умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно;

-           точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи.