СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 2 ГОДА.
|
Основные показатели |
Понимание речи |
Понимает короткий рассказ о знакомых событиях. Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает названия деталей лица и тела. |
Звукопроизношение |
- а о у и м п б к г дь ть нь ль сь - хь ць й - твердые н т д - появляются стечения согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк - большинство стечений согласных замещаются одним звуком |
Фонематические процессы |
Различает фонемы? |
Слоговая структура слова |
- воспроизводятся двусложные слова; - в трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный; - может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах. |
Словарный запас |
до 200 – 300 разнопроизносимых слов. - называет предметы на картинке: по просьбе взрослого и самостоятельно; - говорит слова приветствия и прощания; - дает оценку себе «хороший», «большой», «красивый». |
Грамматический строй речи |
- рост предложения до 3-4 слов, многие строятся аграмматично; - существительные: начинают употребляться падежи: В. И. П., суффиксы уменьшительности; - 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, наст. вр. 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки. - появляются прилагательные чаще в И.п. ед. числа мужского и женского рода. - появляются наречия. - смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3-м лице). |
Связная речь |
- договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает; - в двух – трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент; - задает вопросы. |
СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 3 ГОДА.
|
Основные показатели |
Понимание речи |
По словесному указанию находит предмет по цвету, размеру. Задает вопросы познавательного характера (где?, куда?, почему?, когда?…) Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой. Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию. Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» (показывает на пальчиках) Отличает и называет людей по принадлежности к полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка) Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого. |
Звукопроизношение |
- изолированно произносит все звуки. В словах и предложениях: - заменяет свистящие и шипящие; - пропускает соноры; - смягчает в речи согласные и шипящие звуки. |
Фонемати ческие процессы |
- воспринимает, воспроизводит близкие по звучанию звукоподражания; - соотносит звукоподражания с соответствующей картинкой. |
Слоговая структура слова |
- нарушается редко, главным образом в малознакомых словах; - сокращает длинные и малознакомые слова. |
Словарный запас |
до 1000 произносимых слов - называет по картинке несколько животных (их детенышей), игрушки, предметы мебели, некоторые фрукты, овощи, транспорт ближайшего окружения предметы быта, одежду, посуду, технику, растения - знает части тела человека и их назначение. |
Граммати ческий строй речи |
- слова изменяет по числам и падежам; - согласует слова в предложении; - правильно употребляет простые предлоги и многие союзы чтобы, если, потому что и др.; - согласует имена существительные и местоимения с глаголами прошедшеговремени. |
Связная речь |
- говорит простыми, грамматически оформленными фразами; - произносит сложные предложения при общении; - начинает использовать придаточные предложения; - вступает в речевые диалоги с детьми и взрослыми; - пользуется ролевой речью в игре, говорит за себя и за куклу; - отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке; - рассказывает связно по картинке знакомую сказку; - передает словами, интонацией, жестом содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения; - высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию); - может досказать, додумать предложение, сказанное взрослым. |
СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 4 ГОДА.
|
Основные показатели |
Понимание речи |
- понимает функциональное значение предметов, изображенных на картинках. |
Звукопроизношение |
- изолированно произносит все звуки. В словах и предложениях: - иногда смешивает свистящие и шипящие; - смешивает соноры; 1. смягчает в речи согласные и шипящие звуки;- оценивает чужое и свое произношение. |
Фонематические процессы |
- дифференцирует гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные; - воспринимает, дифференцирует близкие по звучанию слова. |
Слоговая структура слова |
произносит слова разной слоговой структуры |
Словарный запас |
1500 – 2000 слов. - отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, затем животных, детенышей животных, овощи, фрукты, растения и т. д.; - выделяет признак предметов (форма, цвет, величина); - вопросы о значении слов. С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения («Детские этимологии») |
Грамматический строй речи |
- активно употребляет грамматические формы; - различает единственное и множественное число предметов; - согласовывает глагол во времени с существительным; - понимает назначение предлогов, появляютсяпредлоги по до вместо после; союзы что, куда, сколько, столько; - усваиваются сравнительные степени прилагательных и наречий; - пользуется разной интонацией (вопросительной, повествователь ной, побуждающей); - иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении существительных (конь – на ко'не); - часто нарушается чередование в основах глаголов (бегу, бежать); - частицы не опускаются; - имеет место нарушение согласования прилагательных с существительными в среднем роде. |
Связная речь |
- дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений; - способен поделиться увиденным и пережитым; - вычленяет индивидуальные обращения к нему; - показателем является инициативная речь. |