СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 2 ГОДА.

 

 

Основные показатели

Понимание речи

 Понимает короткий рассказ о знакомых событиях. Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает названия деталей лица и тела.

Звукопроизношение

-         а о у и м п б к г дь ть нь ль сь

-         хь ць й

-         твердые н т д

-         появляются стечения согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк

-         большинство стечений согласных замещаются одним звуком

Фонематические процессы

Различает фонемы?

Слоговая структура слова

-         воспроизводятся двусложные слова;

-         в трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный;

-          может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.

Словарный запас

до 200 – 300 разнопроизносимых слов.

-         называет предметы на картинке: по просьбе взрослого и самостоятельно;

-         говорит слова приветствия и прощания;

-         дает оценку себе «хороший», «большой», «красивый».

Грамматический строй речи

-         рост предложения до 3-4 слов, многие строятся аграмматично;

-         существительные: начинают употребляться падежи: В. И. П., суффиксы уменьшительности;

-          18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа,  инфинитив, наст. вр. 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки.

-         появляются прилагательные чаще в  И.п. ед. числа мужского и женского рода.

-         появляются наречия.

-         смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3-м лице).

Связная речь

-         договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает;

-          в двух – трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент;

-         задает вопросы.

  

 СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 3 ГОДА.

 

 

Основные показатели

Понимание речи

По словесному указанию находит предмет по цвету, размеру. Задает вопросы познавательного характера (где?, куда?, почему?, когда?…) Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой. Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию. Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?» (показывает на пальчиках) Отличает и называет людей по принадлежности к полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка) Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Звукопроизношение

- изолированно произносит все звуки. В словах и предложениях:

-         заменяет свистящие и шипящие;

-          пропускает соноры;

-         смягчает в речи согласные и шипящие звуки.

Фонемати ческие процессы

-         воспринимает, воспроизводит близкие по звучанию звукоподражания;

-         соотносит звукоподражания с соответствующей картинкой.

Слоговая структура слова

-         нарушается редко, главным образом в малознакомых словах;

-         сокращает длинные и малознакомые слова.

Словарный запас

до 1000 произносимых слов

-         называет по картинке несколько животных (их детенышей), игрушки, предметы мебели, некоторые фрукты, овощи, транспорт ближайшего окружения предметы быта, одежду, посуду, технику, растения  

-         знает части тела человека и их назначение.

Граммати ческий строй речи

-         слова изменяет по числам и падежам;

-         согласует слова в предложении;

-          правильно употребляет простые предлоги и многие союзы чтобы, если, потому что и др.;

-         согласует имена существительные и местоимения с глаголами прошедшеговремени.

Связная речь

-         говорит простыми, грамматически оформленными фразами;

-         произносит сложные предложения при общении;

-         начинает использовать придаточные предложения;

-         вступает в речевые диалоги с детьми и взрослыми;

-         пользуется ролевой речью в игре, говорит за себя и за куклу;

-         отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке;

-         рассказывает связно по картинке знакомую сказку;

-         передает словами, интонацией, жестом содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения;

-         высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию);

-                 может досказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

 

 

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 4 ГОДА.

 

 

Основные показатели

Понимание речи

- понимает функциональное значение предметов, изображенных на картинках.

Звукопроизношение

- изолированно произносит все звуки. В словах и предложениях:

-         иногда  смешивает свистящие и шипящие;

-         смешивает соноры;

1.                        смягчает в речи согласные и шипящие звуки;

-                оценивает чужое и свое произношение.

Фонематические процессы

-                дифференцирует гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные;

-                воспринимает, дифференцирует близкие по звучанию слова.

Слоговая структура слова

         произносит слова разной слоговой структуры

Словарный запас

1500 – 2000 слов.

-         отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, затем животных, детенышей животных, овощи, фрукты, растения и т. д.;

-          выделяет признак предметов (форма, цвет, величина);

-         вопросы о значении слов.

С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения («Детские этимологии»)

Грамматический строй речи

-         активно употребляет грамматические формы;

-         различает единственное и множественное число предметов;

-          согласовывает глагол во времени с существительным;

-         понимает назначение предлогов, появляютсяпредлоги  по до вместо после;    союзы что, куда, сколько, столько;

-         усваиваются сравнительные степени прилагательных и наречий;

-         пользуется разной интонацией (вопросительной, повествователь ной, побуждающей);

-         иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении существительных (конь – на ко'не);

-         часто нарушается чередование в основах глаголов

          (бегу, бежать);

-         частицы не опускаются;

-          имеет место нарушение согласования прилагательных с существительными в среднем роде.

Связная речь

-         дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений;

-         способен поделиться увиденным и пережитым;

-         вычленяет индивидуальные обращения к нему;

-         показателем является инициативная речь.