Целевые ориентиры образовательного процесса

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Речевое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

 

5 – 6 лет

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

-          свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

-          в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

-          использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

-          использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;

-          способен правильно произносить все звуки, определять место звука в слове;

-          составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

-          дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета;

-          умеет аргументировано и доброжелательно оценивать высказывание сверстника.

Развитие литературной речи:

-          способен эмоционально воспроизводить поэтические произведения, читать стихи по ролям;

-          способен под контролем взрослого пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

-          эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

-          называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы;

-          способен осмысленно воспринимать мотивы поступков, переживания персонажей;

-          знаком с произведениями различной тематики, спецификой произведений разных жанров;

-          знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.).

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

-          способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

-          способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

-          правильно употребляет соответствующие термины.

 

6 – 7 лет

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

-          способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

-          свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

-          использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

-          использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

-          правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания, проводит звуковой анализ слов;

-          самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;

-          называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Практическое овладение воспитанниками нормами речи:

-          дифференцированно использует разнообразные формулы речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;

-          пользуется естественной интонацией разговорной речи;

-          соблюдает элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения.

Развитие литературной речи:

-          способен прочитать стихотворение, используя разнообразные средства выразительности;

-          самостоятельно пересказывает знакомые произведения, участвует в их драматизации.

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:

-          называет любимые сказки и рассказы;

-          называет авторов и иллюстраторов детских книг (2–4);

-          эмоционально реагирует на поэтические и прозаические художественные произведения;

-          может импровизировать на основе литературных произведений.

-          способен осознавать события, которых не было в личном опыте, улавливать подтекст;

-          способен воспринимать текст в единстве содержания и формы;

-          способен различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;

-          знаком с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.).

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:

-          воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;

-          способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

-          способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

-          способен проводить звуковой анализ слов;

-          понимает смыслоразличительную роль фонемы.

  • Задачи рабочей программы
  • - формировать навыки владения речью как средством общения и культуры;
  • - обогащать активный словарь;
  • - способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • - содействовать развитию речевого творчества;
  • - развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
  • - знакомить с книжной культурой, детской литературой;
  • - формировать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • - формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.
  •  
  • Конкретизация задач по возрастам:

5 – 6 лет

-          способствовать свободному использованию речи для выражения своих знаний, эмоций, чувств;

-          учить использовать разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;

-          формировать навыки использования сложных предложений разных видов, разнообразных способов словообразования;

-          формировать навыки правильного звукопроизношения;

-          учить составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;

-          формировать навыки дифференцированного использования разнообразных формул речевого этикета;

-          способствовать эмоциональному воспроизведению поэтических произведений, чтению стихов по ролям;

-          учить пересказывать знакомые произведения, участвовать в их драматизации;

-          учить эмоционально реагировать на поэтические и прозаические художественные произведения;

-          способствовать осмысленному восприятию мотивов поступков, переживаний литературных персонажей;

-          знакомить с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.);

-          учить проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;

-          формировать навыки качественной характеристики выделяемых звуков (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);

-          учить правильно употреблять соответствующие термины.

 

6 – 7 лет

-          учить участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

-          формировать навыки свободного использования речи для установления контакта, поддержания и завершения разговора;

-          учить использовать слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, пользоваться эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

-          формировать навыки использования разнообразных способов словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

-          учить правильно произносить все звуки родного языка, отчетливо произносить слова и словосочетания, проводить звуковой анализ слов;

-          формировать навыки самостоятельного пересказывания небольших литературных произведений, составления по плану и образцу описательных и сюжетных рассказов;

-          знакомить с произведениями детских писателей и поэтов Южного Урала (А.Б. Горская, М.С. Гроссман, Н.В. Пикулева, Л.А. Преображенская, Л.К. Татьяничева и др.);

-          учить определять последовательность слов в предложении, звуков и слогов в словах, различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

-          формировать навыки дифференцированного использования разнообразных формул речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками;

-          учить соблюдать элементарные нормы словопроизношения, постановки словесного ударения;

-          формировать навыки выразительного чтения стихотворений;

-          учить самостоятельно пересказывать знакомые художественные произведения;

-          учить эмоционально реагировать на поэтические и прозаические художественные произведения;

-          формировать навыки импровизации на основе литературных произведений;

-          способствовать осмыслению событий, которых не было в личном опыте;

-          учить воспринимать текст в единстве содержания и формы;

-          учить различать жанры литературных произведений, выделяя их характерные особенности;

-          формировать навыки восприятия слова и предложения как самостоятельные единицы речи, правильного использования в речи;

-          учить делить предложения на слова и составлять из слов (2-4);

-          учить членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;

-          формировать навыки звукового анализа слов.