СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5 ЛЕТ.
|
Основные показатели |
Понимание речи |
- понимает функциональное назначение предметов, изображенных на картинке. |
Звукопроизношение |
звуковая сторона речи усвоена |
Фонематические процессы |
- дифференцирует гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, сонорные, шипящие и свистящие звуки; - в слове выделяет определенный звук. |
Слоговая структура слова |
самостоятельно и отраженно воспроизводит слова сложной слоговой структуры |
Словарный запас |
до 2500 – 3000 слов - выделяет в предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает; - умеет подбирать к предмету соответствующие действия; - способен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одежда) - определяет и называет: · местонахождение предметов(слева, справа, между, около, рядом); · время года, время суток, настроение людей; - употребляет: · существительные, обозначающие профессии; · глаголы, обозначающие трудовые действия; - словотворчество является нормой. |
Грамматический строй речи |
- упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения; - с 5 лет размышления, по поводу рода существительных, - употребляет существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - наблюдения над синонимами; - допустимы замены сложных предлогов простыми. |
Связная речь |
- свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; - высказывания детей напоминают короткий рассказ; - во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений; - без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью. |
СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6 ЛЕТ.
|
Основные показатели |
Понимание речи |
Применяет слова в смысловом контексте (Весной тает снег и текут ручьи). Понимает и точно выполняет словесную инструкцию. Дает ответ на поставленный вопрос, близкий к словарному определению. Рассуждает самостоятельно о праздниках. |
Звукопроиз ношение |
Звуковая сторона речи усвоена, владеет всеми звуками родного языка: изолировано; в слогах; в словах; в связной речи. |
Фонемати ческие процессы |
- различает на слух: твердые и мягкие согласные;глухие и звонкие согласные; - выделяет первый и последний гласный и согласный звук; - определяет наличие звука в слове; - звуковой анализ слогов, слов. |
Слоговая структура слова |
изолированно и в предложениях произносит слова различной слоговой структуры. |
Словарный запас |
2500-3000 слов - свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам; - развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях) |
Граммати ческий строй речи |
- усваиваются все частные грамматические формы; - овладевает окончательно всеми типами склонения существительных; - усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах; - предлоги употребляются в самых разнообразных значениях; - образует однокоренные слова (по образцу). - употребляется одно деепричастие сидя; - пользуется прямой и косвенной речью, несклоняемыми существительными; - имеют место нарушения согласования числительного с существительными в косвенных падежах; - нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. |
Связная речь |
- хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы; - использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе; - может рассказывать по картинке (по серии картин), и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку; способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности; - иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который. |
СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6-7 ЛЕТ.
|
Основные показатели |
Понимание речи |
Понимает, объясняет смысловые оттенки знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных, образованных с помощью суффиксов (зайка-зайчишка - зайчище); с помощью приставок (шел-отошел-вошел). Понимает переносный смысл значения прилагательных (злая зима, золотые руки). |
Звукопроизноше ние |
Владеет всеми звуками родного языка:изолировано; в слогах; в словах; в связной речи. |
Фонематические процессы |
Определяет: - место звука в слове; - последовательность звуков в слове; - подбирает слова на заданный звук. |
Слоговая структура слова |
Произносит слова различной слоговой структуры в потоке речи. |
Словарный запас |
3000-3500 слов - насыщен обобщающими существительными, прилагательными; - обозначает свойства, названия действий и их качества; - использует активно синонимы и антонимы; - в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу; - осознанно употребляет родовые и видовые понятия. |
Грамматический строй речи |
- правильно изменяет и согласовывает слова в предложении; - может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов; - самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные; - пользуется в речи союзами, союзными словами; - использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения; - критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности. |
Связная речь |
- хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы; - свободно пользуется интонациями; - способен построить краткие сообщения; - умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно; - точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи. |