Специфика работы групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
в детском саду №238.
В нашем детском саду две группы компенсирующей направленности (логопедические группы) для детей с общим недоразвитием речи. В логопедическую группу дети поступают после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогичесой консультации). Члены комиссии определяют состояние речи ребенка, уровень развития (внимания, памяти мышления, проверяют знание об окружающем мире и состояние здоровья ребенка). Если у ребенка нет тяжелых физических заболеваний, но развитие речи отстает от возрастной нормы, то ребенок получает путевку-направление в группу детского сада для детей с ОНР. В конце каждого учебного года в детском саду проходит повторное ПМПК, которое обследует детей и те дети у которых речь пришла в норму, переводятся в массовую группу по возрасту.
В нашем детском саду работают: старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности (логопедические группы) для детей с общим недоразвитием речи
Учебный год логопед начинает с тщательного стартового психолого-педагогического и логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. В случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-психоневрологу, отоларингологу, ортодонту, окулисту, психологу и др. специалистам. Анализ диагностики детей позволяет разработать долгосрочные программы групповой и индивидуальной работы с детьми группы.
В группе работает три педагога:учитель-логопед и два воспитателя группы компенсирующей направленности.Педагоги тесно взаимодействуют при организации воспитательного и образовательного процесса.
Образовательный процесс построен с учётом коррекционной о образовательной программ. Коррекционная программа: Филичева Т.Б. Чиркина Г.В «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи». Москва /просвещение 2008 год.
Образовательная программа:Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Немаловажное значение в успешной адаптации детей к новым условиям имеет предметно-пространственная организация группового помещения и логопедического кабинета. В каждой логопедической группе нашего детского сада имеется просторный логопедический кабинет, оснащенный необходимыми учебно-методическими и игровыми материалами, где проходят индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность по исправлению речи у детей.
Занятия проходят в занимательной игровой форме, при этом учитываются общеразвивающие и коррекционные задачи. Ведущим принципом является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Весь образовательный процесс в логопедической группе, нацелен на совершенствование речи детей, поэтому, логопед берет воспитанников на индивидуальные занятия со всех режимных моментов .
В старшей и подготовительной логопедических группах работа нацелена на дальнейшее развитие связной речи у детей (диалогической и монологической). Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Совершенствуется звуковая сторона речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. В подготовительной группе дети овладевают элементами грамоты.
Успешная работа педагогов и детей обусловлена также активным участием родителей в учебном процессе, поэтому в нашем детском саду происходит тесная взаимосвязь и плодотворное сотрудничество родителей с логопедом, а также с другими специалистами дошкольного учреждения (воспитателями, музыкальным и физкультурным руководителем, психологом, медицинскими работниками). Логопед группы проводит консультации для родителей, где родители могут увидеть и узнать, как проводится коррекционная работа с детьми, на каком уровне развития находится речь ребенка, получить полезные рекомендации для самостоятельной работы дома, задать интересующие их вопросы. Кроме того, логопед приглашает родителей на просмотр организованной образовательной деятельности с детьми( всей группы, подгруппой,индивидульной ). На этих занятиях родители имеют возможность посмотреть, в какой форме проводится организованная образовательная деятельность, какие приемы используются, какие темы изучаются в течение года, как занимается их ребенок в группе совместно с другими детьми. В логопедических группах всегда имеются тетради взаимосвязи логопеда с родителями. Эти тетради предназначены для того, чтобы родители видели, какие лексические и грамматические темы изучаются на занятиях и имели возможность закрепить их дома. В логопедических группах имеются информационные стенды для родителей.
В своей работе наш детский сад руководствуется девизом «Родитель- не гость, а полноправный член команды дошкольного образовательного учреждения» и руководствуясь этим принципом, строит свое общение с родителями.
Взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей коррекционных групп
для детей с нарушением речи
Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., то у детей дошкольного возраста возникают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития "ребенок - подросток - взрослый”, когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели.
Коррекционно-педагогическая работа предусматривает решение следующих задач:
· формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
· преодоление нарушений слоговой структуры слова;
· обогащение словарного запаса;
· развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
· формирование грамматического строя речи и связной речи;
· обучение грамоте.
Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей. В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, осложнённое дизартрическими расстройствами. Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителей-логопедов и воспитателей. В детском саду работают две группы для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями в речевом развитии.
Коллектив коррекционных групп имеет богатый педагогический опыт. Мы работаем сплочённой командой единомышленников. Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована.
Деятельность учителя-логопеда предусматривает.
· Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы.
· Развитие мышления, памяти, внимания дошкольников.
· Коррекцию звукопроизношения.
· Развитие фонематического слуха.
· Усвоение норм лексико-грамматических категорий.
· Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию.
· Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи.
· Коррекцию нарушений слоговой структуры.
· Развитие просодической стороны речи.
· Профилактику нарушений письма и чтения.
· Формирование навыков послогового чтения.
· Совершенствование общей и мелкой моторики.
Перед воспитателями стоят следующие задачи.
· Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.
· Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
· Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
· Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
· Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
· Формирование связной речи.
· Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.
· Выполнение воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время.
· Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках.
· Взаимопосещения занятий.
· Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы.
· Заседания "Логопедической гостиной”.
· Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы.
Важным пунктом в вопросе взаимодействия логопеда и воспитателей логопедической группы мы считаем организацию и проведение ежемесячных занятий "Логопедической гостиной”. В начале учебного года учителя-логопеды знакомят воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.