Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №238
Одобрено на заседании Утверждаю:
педагогического совета __________Заведующий
(дата, № протокола) Бирюкова Н.Б
Проект рабочей программы.
Образовательная область
«Речевое развитие».
Группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Старшая, подготовительная группа
Составитель :
Учитель-логопед Лошковых.М.А
Челябинск
2014 г.
Актуальность
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».
В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте [30].
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных учреждениях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. На достижение названной цели направлена рабочая программа образовательной области «Речевое развитие».
Процесс развития речи детей дошкольного возраста строится с учетом общедидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:
- принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком; данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;
- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку; данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);
- принцип систематичности предусматривает концентрическое усвоение языкового материала; систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку;
- принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов;
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания;
- принцип развития языкового чутья («чувства языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями языка; многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и закономерности языка;
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка; данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые высказывания;
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи: освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи; в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком;
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности основывается на том, что от мотива зависит качество речи и мера успешного обучения; обогащение мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные особенности детей, использование разнообразных приемов, стимулирующих речевую активность и способствующих развитию творческих речевых умений детей;
- принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики; речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи; данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;
Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.
Достижению целей и задач рабочей программы способствуют культурологический, познавательно-коммуникативный, информационный и деятельностный подходы, в русле которых проводится отбор содержания материала, его структурирование.
Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа построена на основе учета конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Речевое развитие» составляют:
- образовательная программа дошкольного образовательного учреждения;
- федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- приказ МОиН РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного возраста в норме.
Работа по речевому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении строится с учетом возрастных особенностей речевого развития детей каждой возрастной группы и приоритетных линий развития разных сторон детской речи на конкретном возрастном этапе.
Старший дошкольный возраст
У детей 5-6 , 6-7 лет развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами.
В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей – усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.
Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
· Использование современных образовательных технологий, информационно- коммуникационных, в процессе обучения предмету и в
воспитательной работе.
№ |
Название используемой технологии. |
Классы(группы), в которых используется технология. |
Обоснование применения. |
Имеющийся или прогнозируемый результат. |
1
|
Технические средства обучения. Информационные компьютерные технологии .
|
Группы детей дошкольного возраста с ТНР
|
Включение всех видов анализаторов и способы восприятия детьми информации, развитие всех компонентов речи
|
Коррекция всех компонентов речи у дошкольников с ТНР.
|
2
|
Использование технологий развивающего обучения: мнемотехника, моделирование, проектирование.
|
Группы компенсирующей направленности
|
Коррекция звукопроизношения, развитие связной речи, психических процессов
|
Быстрая автоматизация звуков. Формирование связной речи.
|
3
|
«Су- Джок» терапия.
|
Группы компенсирующей направленности
|
Коррекция мелкой моторики
|
Формирование мелкой моторики рук.
|
5
6. |
Песочная терапия
Наряду с традиционной артикуляцион-ной гимнастикой, использую нетрадиционные способы артикуляцион-ной гимнастики Провожу массажные движения языка при дизартрии. |
Группы компенсирующей направленности
Группы компенсирующей направленности
|
Развитие мелкой моторики, психических процессов. Нормализация мышечного тонуса
Развитие артикуляционной моторики. Нормализация мышечного тонуса. |
Нормализация мышечного тонуса. Повышение интереса к совместной деятельности. Коррекция моторики
Эффективная постановка звуков. |
Оснащение логопедического кабинета.Предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете.
Кабинет логопеда МБ ДОУ представляет одно из звеньев единой системы
коррекционной службы в образовании МБДОУ. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка с нарушением речи ,детей с ограниченными возможностями .
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы специалиста в трех направлениях:
• Помощь детям .Коррекция и исправление всех сторон речи.Повышение уровня познавательного развития детей.
• Помощь родителям .Индивидуальные консультации для родителей по состоянию речи ребёнка .
• Помощь педагогам МБДОУ. Консультации для педагогов МБДОУ и педагогов групп компенсирующей направленности.
Основной задачей кабинета является обеспечение условий для оптимального психического , речевого развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.
Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается:
В поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей.
В логопедическом кабине ведётся:
диагностическая работа
- обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями.Диагностика речи ребёнка, заполнение речевых карт, анализ мониторинга.
- Проведение профилактических осмотров детей МБДОУ. Выявление детей с нарушением речи :с отклонениями в развитиии.
Развивающая и коррекционная работа .Совместная деятельность логопеда и ребёнка по коррекции всех сторон речи.Постановка звуков, автоматизация и дифференциация звуков, развитие словаря, грамматического строя речи,связной речи,фонетических процессов,психических процессов.
Консультативная работа
-консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей.
-проведение совместных консультаций для работников МБДОУ с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.
.Оборудование кабинета
*Технические средства
Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов
Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей
Компьютер,ноутбук.
*Методические материалы
- Набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития. Диагностический альбом.
- Набор игрушек и настольных игр /мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д./
- Набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей/
- Раздаточный материал для детей, родителей
- Библиотека специалиста /наличие базовых коррекционных программ, литература по новым технологиям, словари.
-Визуальные средства информации /стенды, ширмы, папки-передвижки .
-Картотеки пальчиковых игр, игр на координацию речи с движением.Игры для развития мелкой моторики.
-Картотеки чистоговорок для автоматизации поставленных звуков.
-Инструментарий для постановки звуков, для выполнения массажных движений.
-Дидактические игры и альбомы по автоматизации и диффференциации звуков.
-Пособия для развития просодики: голоса, дыхания.
-Пособия и дидактические игры для развития словаря,грамматического строя речи.
-Предметные картинки по всем лексическим темам.Серии сюжетных картин.Мнемотаблицы.Картотека рассказов для пересказа .
-Дидактические игры по обучению грамоте.Буквари.Разрезные кассы букв.
.Документация
Акт-разрешение на эсплуатацию логопедического кабинета.Паспорт логопедического кабинета.
1. Карта мониторинга /речевая карта/ на каждого ребенка.
2. Планиррование работы.Планы:годовой,календарно-тематические планы по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте.
3. Индивидуальная тетрадь ребенка
4. Тетрадь преемственности в работе логопеда и воспитателя /тетрадь для вечерних занятий воспитателя/,карта взаимодействия со специалистами.
5.Отчеты логопеда /анализ эффективности проведенной работы за прошлый год/
6.График и циклограмма работы логопеда.Регламент деятельности.
7.Журнал учета движения детей по годам ,журнал профилактических осмотров, журнал регистрации консультаций проведённых с родителями и педагогами.
Мебель
1.Рабочий стол для педагога
2.Шкаф или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы
3.Столы.
4.Стулья по количеству детей
5.Доска, расположенная на высоте, соответствующей росту ребенка
6.Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна /в любом месте, но со специальным освещением
7.Зеркала 9хI2 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения
9.Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, бинты, салфетки, вата, мыло, полотенце
10.Фланелеграф или наборное полотно
11.Настенная касса букв, настенная слоговая таблица
I2.Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ребенка
Мониторинг освоения образовательной области «Речевое развитие»
Данный мониторинг используется исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В соответствии с п.3.2.3. Стандарта при реализации программы педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Карта освоения программного содержания рабочей программы образовательной области предусматривает планирование образовательных задач по итогам педагогической диагностики, обеспечивающих построение индивидуальной образовательной траектории дальнейшего развития каждого ребенка и профессиональной коррекции выявленных особенностей развития.
Формы и направления взаимодействия с коллегами, семьями воспитанников
В соответствии с ФГОС дошкольного образования социальная среда дошкольного образовательного учреждения должна создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [30].
Формы работы с родителями по реализации образовательной области «Речевое развитие»
№ п/п |
Организационная форма |
Цель |
Темы (примерные): |
|
Педагогические беседы |
Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка |
Особенности развития речи детей дошкольного возраста Как научить ребенка общаться
|
|
Практикумы |
Выработка у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления |
Учимся правильно произносить все звуки Вместе придумываем сказки |
|
Дни открытых дверей |
Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами речевого развития детей |
Развиваем речь детей Играем в речевые игры |
|
Тематические консультации |
Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей в условиях семьи |
Разговариваем правильно Поиграем в сказку |
|
Родительские собрания |
Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам речевого развития детей, расширение педагогического кругозора родителей |
Технологии развития речи детей Исправляем речевые ошибки правильно |
|
Родительские чтения |
Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами речевого развития детей |
Развиваем речь детей Если ребенок плохо говорит |
|
Мастер-классы |
Овладение практическими навыками совместной партнерской деятельности взрослого и ребенка |
Развивающее общение с ребенком Учимся говорить правильно
|
|
Проектная деятельность |
Вовлечение родителей в совместную речевую деятельность |
Придумаем загадку вместе Давай придумаем сказку
|
|
Конференции |
Педагогическое просвещение, обмен опытом семейного воспитания. Привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей |
Развиваем речь детей в детском саду и дома Говорим красиво |
Литература
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1997.
- Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1998.
- Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности /Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин. – Минск, 1994.
- Альтшуллер, Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи /Г.С.Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
- Андриянова, Т.Н. Учимся системно думать // Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников /Т.Н.Андриянова, И.Я.Гуткович, О.Н.Самойлова /под ред. Т.А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001.
- Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности /О.Артамонова. //Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.
- Арушанова, А.Г. Истоки диалога /А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: метод.пособие. /А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству /О.А. Белобрыкина. – Новосибирск, 1993.
- Белобрыкина, О.А. Речь и общение /О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники /Т.В.Большева. – СПб.: Детство-Пресс,2001.
- Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: метод.рекомендации. /С.С. Бычкова. – М.:АРКТИ, 2003.
- Виноградов, И.Б. Страницы древней истории Южного Урала /И.Б. Виноградов. – Челябинск, 1997.
- Григорович, Л.А. Формирование творческого мышления в дошкольном возрасте /Л.А.Григорович. //Журнал практического психолога. – 1996. – №3.
- Гуткович, И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников /И.Я.Гуткович. // Тезисы