СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 5 ЛЕТ.

 

 

Основные показатели

Понимание речи

- понимает функциональное назначение предметов, изображенных на картинке.

Звукопроизношение

звуковая сторона речи усвоена

Фонематические процессы

-         дифференцирует гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, сонорные, шипящие и свистящие звуки;

-         в слове выделяет определенный звук.

Слоговая структура слова

самостоятельно и отраженно воспроизводит слова сложной слоговой структуры

Словарный запас

 до 2500 – 3000 слов

-         выделяет в предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает;

-         умеет подбирать к предмету соответствующие действия;

-         способен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одежда)

-         определяет и называет:

·        местонахождение предметов(слева, справа, между, около, рядом);

·        время года, время суток, настроение людей;

-         употребляет:

·        существительные, обозначающие профессии;

·        глаголы, обозначающие трудовые действия;

-         словотворчество является нормой.

Грамматический строй речи

-         упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения;

-         с 5 лет размышления, по поводу рода существительных,

-         употребляет существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

-         наблюдения над синонимами;

-         допустимы замены сложных предлогов простыми.

Связная речь

-         свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

-         высказывания детей напоминают короткий рассказ;

-         во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений;

-         без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

 

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6 ЛЕТ.

 

Основные показатели

Понимание речи

Применяет слова в смысловом контексте (Весной тает снег и текут ручьи). Понимает и точно выполняет словесную инструкцию. Дает ответ на поставленный вопрос, близкий к словарному определению. Рассуждает самостоятельно о праздниках.

Звукопроиз

ношение

Звуковая сторона речи усвоена, владеет всеми звуками родного языка: изолировано;  в слогах;  в словах;  в связной речи.

Фонемати ческие процессы

-         различает на слух: твердые и мягкие согласные;глухие и звонкие согласные;

-         выделяет первый и последний гласный и согласный звук;

-         определяет наличие звука в слове;

-         звуковой анализ слогов, слов.

Слоговая структура слова

изолированно и в предложениях произносит слова различной слоговой структуры.

Словарный запас

2500-3000 слов

-         свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам;

-         развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях)

Граммати ческий строй речи

-         усваиваются все частные грамматические формы;

-         овладевает окончательно всеми типами склонения существительных;

-         усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах;

-         предлоги употребляются в самых разнообразных значениях;

-         образует однокоренные слова (по образцу).

-         употребляется одно деепричастие сидя;

-         пользуется прямой и косвенной речью, несклоняемыми существительными;

-         имеют место нарушения согласования числительного с существительными в косвенных падежах;

-         нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм.

Связная речь

-         хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы;

-         использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе;

-         может рассказывать по картинке (по серии картин),  и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку; способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности;

-         иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который.

 

СТАНДАРТ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 6-7 ЛЕТ.

 

 

Основные показатели

Понимание речи

Понимает, объясняет смысловые оттенки знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных, образованных с помощью суффиксов (зайка-зайчишка - зайчище); с помощью приставок (шел-отошел-вошел). Понимает переносный смысл значения прилагательных (злая зима, золотые руки).

Звукопроизноше ние

Владеет всеми звуками родного языка:изолировано;  в слогах;  в словах;  в связной речи.

Фонематические процессы

Определяет:

-         место звука в слове;

-         последовательность звуков в слове;

-         подбирает слова на заданный звук.

Слоговая структура слова

Произносит слова различной слоговой структуры в потоке речи.

Словарный запас

3000-3500 слов

-         насыщен обобщающими существительными, прилагательными;

-         обозначает свойства, названия действий и их качества;

-         использует активно синонимы и антонимы;

-         в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу;

-         осознанно употребляет родовые и видовые понятия.

Грамматический строй речи

-         правильно изменяет и согласовывает слова в предложении;

-         может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов;

-         самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные;

-         пользуется в речи союзами, союзными словами;

-         использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения;

-         критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности.

Связная речь

-         хорошо развита диалогическая речь: отвечает на

     вопросы, подает реплики, задает вопросы;

-         свободно пользуется интонациями;

-         способен построить краткие сообщения;

-         умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно;

-          точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи.